Система «плюсиков» или дифференцированный подход к обучению
Урок информатики – необычный урок. Во-первых он, по требованиям СанПиН состоит из 2-х обязательных частей – теоретической части и практической, на которую отводится четко регламентированное время в зависимости от возраста учащихся. Во-вторых, выполняя практическую часть заданий ученик может тут же пройти мини-опрос тестирования, выполнить интерактивное задание и сразу получить результат, доступно первичное закрепление данных. Количество выполняемых заданий как правило варьируется в зависимости от уровня подготовленности ученика и составляет от 3 до 5, в зависимости от насыщенности.
Стимуляция деятельности учащегося на уроке как раз состоит в том, что учитель дает выполнять ученику многоуровневые задания, усложняющиеся по мере выполнения предыдущих. Кто-то остановится на оценке «3», кто-то попытается на «4», но у него не хватит времени, кто-то, выполняя задание на «5» допустит досадную ошибку. Случаи бывают разные.
Применяя принцип дифференциации образования на своих уроках я использую журнал оценки знаний.
Выполнен он в Excel. Список учащихся заносится при проведении инструктажа, на листах соответствующих классов он просто переносится по ссылке формулы. Каждому классу предназначено 2 листа: Задания и Оценка.
Лист «Задания» выглядит так:
Учителем на каждую дату урока «отводится» нужное количество столбцов (на каждый урок – свое, произвольно), в 1 строке проставляется дата, 2 строка обязательно(!) содержит название заданий (хоть просто 1,2,3…, но эти ячейки не должны быть пустыми!)
Кроме того, столбец “B” содержит так называемую «четвертную» оценку, данные для нее берутся с листа «Оценка» - усредненное значение по всем датам.
Т.е. (!) ученик КАЖДЫЙ урок видит реальную четвертную оценку.
А теперь самое интересное. Учитель, поставив за очередное задание «плюсик» - АВТОМАТИЧЕСКИ повышает ее, эту четвертную оценку!!! Этот стимул почище всех увещеваний сделать какое-либо задание. Дополнительно, во время или после урока, на переменке, «поймав» учителя и показав задание… ДА КОГДА УГОДНО! Даже за 3 сентября в морозный декабрь (если оценки не по четвертям, а по полугодиям )…И ежеурочно знать «четвертную оценку» - это ли не стимул? (Критерии для школьного журнала – ставлю «4», когда у ученика 3,75 и выше… Обидно, но с баллом 3,74 ученик получает «3»… Стимул – сделай какое-то задание, получи «плюсик»!!!)
Вот он, лист «Оценки».
А это та «хитрая» формула, по которой компьютер САМ, по «плюсикам», выставляет оценку за урок.
=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 9 а'!H8:M8;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 9 а'!$H$2:$M$2))>80;5;ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 9 а'!H8:M8;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 9 а'!$H$2:$M$2))>65;4;ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 9 а'!H8:M8;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 9 а'!$H$2:$M$2))>33;3;2)))
Ну и для администрации – среднее по группам, график успеваемости по оценкам
Ну и как эпилог – дополнительная возможность заработать «плюсик» - решить задачу навскидку – не подготавливаясь, рядом с учителем, сразу.
«Минусы» - у рядового учителя в прямом доступе на уроке компьютера, как правило, нет. Поэтому этот метод подходит, скорее всего, для учителя информатики.
Рассмотрим добавление оценок и новых листов более подробно:
У нас существует Лист Списки – на нем мы отражаем Списки всех классов, занимающихся по предмету.
Лист Задания отражает Даты и список заданий по предмету в этот день:
Лист Оценки – «выставленные» Журналом оценки:
Лист Диаграммы может содержать графическое отображение данных
Встаем на уже готовый лист 8а класса – выполняем по правой кнопке мыши команду Переместит/Скопировать. Она нужна нам для того, чтобы создать дубликат уже имеющего листа.
Не забываем поставить «галочку» - Создать копию
Получившийся лист по правой кнопке мыши Переименовываем
Допустим, в класс 6 а
На самом листе нам необходимо внести список класса (он есть на листе Списки, надо его «взять» на лист класса).
В первой ячейке 1 ученика ставим знак =
Переходим на лист Списки и щелкаем по 1 фамилии списка 6а класса
На листе класса в ячейке появится эта первая фамилия.
Протягиваем ее за маркер заполнения на столько ячеек вниз, сколько у нас учащихся в классе и протягиваем нумерацию
На Листе Задания 6 а добавляем новую дату
Заполняем задания, допустим их будет 4 – учащимся на этом уроке предложим заполнить Таблицу, ответить на 1 и 2 вопросы и выполнить Тест
Расставим +/- учащимся – кто как выполнил задания
Переходим на лист Оценок – он пока пустой, формулы не забиты, поэтому ячейки заполнены служебной информацией.
Вносим в ячейку Е3, начиная со знака равно – формулу:
=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 6 а'!I3:L3;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 6 а'!$I$2:$L$2))>80;5;ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 6 а'!I3:L3;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 6 а'!$I$2:$L$2))>65;4;ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 6 а'!I3:L3;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 6 а'!$I$2:$L$2))>33;3;2)))
Далее копируем ее вниз на весь список
Обратите внимание – Четвертная оценка сменилась сразу!
Теперь добавим 2 занятие в четверти, допустим оно будет через неделю, 12 апреля
Оценки копируем из занятия 5 марта – берем за оценку ячейки Е3 и мышкой перетаскиваем ее в ячейку F3:
Полученную формулу просто редактируем – задания у нас разместились в столбцах с M по O
Значит и в формуле сменятся только названия столбцов:
=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 6 а'!M3:O3;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 6 а'!$M$2:$O$2))>80;5;ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 6 а'!M3:O3;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 6 а'!$M$2:$O$2))>65;4;ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ('Задания 6 а'!M3:O3;"+")*100/(СЧЁТЗ('Задания 6 а'!$M$2:$O$2))>33;3;2)))
Протаскиваем формулу вниз:
Пока компьютер поставил всем «2» - ведь мы еще не выставляли +/- на листе Заданий по этому занятию
Добавляем на некоторые фамилии их:
Оценки «тут же» меняются в сторону увеличения , меняются и четвертные.
Заготовку файла журнала можно получить, написав по адресу alenka_ul@rambler.ru – Ямкиной Елене Владимировне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий