Follow by Email

пятница, 7 января 2011 г.

Августовский педагогический совет @П_2010 - pedsovet.org. Учитель как ученик

УЧИТЕЛЬ КАК УЧЕНИК


Рассуждения на тему Учитель-ученик. Два подхода. Учитель учится учить и учитель и ученик, их взаимоотношения.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Александр Пушкин

Это шутливо-ироническое высказывание великого поэта о дилентатстве, неглубоких, поверхностных познаниях в какой-либо области не применимо к Российскому учительству.

Российский учитель учит и учится сам! И постоянно. Давайте порассуждаем на эту тему.

Что такое современный урок? Это деятельность. Деятельность ученика. Деятельность учителя. Совместная, взаимообразующая работа. Работа на результат. Да, урок бывает разный, разные классы, разные дети. Да и учитель по-разному готовится. Но грош цена такому учителю, если его деятельность не дает никакого результата. Отрицательный результат – это тоже результат.

Видя уровень подготовленности детей, ощущая «за спиной» багаж своих знаний, учитель всегда должен быть готов провести урок на высшем уровне. Сбои? Бывают. Психологическая настроенность детей, предыдущий урок, их «багаж» знаний. Но все эти факторы необходимо обратить себе на благо. Ученик должен хотеть учиться. Его необходимо вдохновить на творчество.

"Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик".     Восточная мудрость



И где, как не каждое занятие, мы, учителя, учимся проводить урок именно в этом классе, именно в это время, именно с этими детьми. И благодарность детей от того, что мы смогли их расшевелить, смогли передать частичку знаний и дает толчок к самообразованию, к дальнейшему совершенствованию и самому учителю и его ученикам. Значит от образовательного процесса получено удовольствие.

Но только ли уроки ведет учитель? Какой еще вид деятельности присущ нашей профессии?

Самое главное для современного учителя -самообразование. И совсем неважно, какие методы он применяет в этом случае. Главное – быть и оставаться человеком, личностью. Все педагогическое мастерство формируется в личности, с годами только оттачивается. Поэтому и говорят – учитель от Бога. Все современные технологии, по-новому озвученные методики, практические навыки – все это будет бездушным без частички самого себя в каждом деле. Гармония в себе, безраздельная любовь, адское терпение. Вот качества, которыми должен обладать учитель.

И еще. Что бы учитель ни проводил: внеклассное мероприятие, мастер-класс, конференцию, сетевую деятельность – все это должно идти от души. Нельзя «во главу угла» ставить материальные ценности. Да, по сегодняшней жизни они превалируют, но не должны занимать главенствующее место. Это беда государства, в котором не ценится труд учителя. Это не должно быть бедой самого педагога. «Только сердце, пылая любовью, Может выстрадать званье «Учитель». «Если учитель будет рассматривать весь свой труд просто, как образовательную услугу, это ни к чему хорошему не приведет» (интервью Д. Поносова на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»).

Интересно, а если эту тему повернуть в русло взаимоотношений учителя и ученика? Учитель–ученик? Каковы будут наши рассуждения с этой стороны?

Кто есть учитель? Наставник, педагог, трудяга. Он каждый день на посту. У него болит душа за каждого ребенка, отданного ему в подчинение. А в подчинение ли? Будет ли продуктивной работа в связке командир-подчиненный? К учительству, я думаю, это применить нельзя.

Кто такой ученик? Это лакмусовая бумажка своего учителя. Неосознанно, неподвластно себе ученик копирует и стиль поведения, и манеру говорить, и одежду, внешний вид своег наставника.

Тогда что можно сказать об этой связке учитель-ученик? Их взаимоотношения, их деятельность будет продуктивной, если на интуитивном уровне они чувствуют друг друга.

Вот запись в форуме: «Учитель - это человек, сделавший большую работу для того, чтобы вы были тем, кем вы сейчас являетесь». Это форум о карате. Это спорт. А в жизни? Да и в жизни так же. Сколько учеников в социальных сетях благодарят своих учителей за то, что они состоялись в профессии, за привитие личностных качеств, за моральную поддержку в школьные годы.

И если в жизни учителя найдется хоть один такой ученик – можно считать, что он состоялся в своей профессии. А, как правило, таких бывает множество. Может не в школе, может только потом, осознав свой вес в обществе, человек понимает – что истоки там, в далеком детстве, рядом с человеком, который ввел в мир профессии, который научил жить, который помог выбраться из трудной ситуации и не потерять свое лицо. Хорошо, если рядом был такой человек. Был Учитель.

Учитель, состоявшийся как личность для самого себя, для своего внутреннего мира – это человек, способный своим «эго» «заразить» участников процесса. А ученик – это благодатная почва, готовая впитывать все крупицы знаний.

«У – устремление, Ч – человек, И – истина, Т – творение, Е – единство, Л – любовь, – Ь.»

В итоге получаем: Учитель – это «Устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь». Николай Шулаков. Личность учителя.

Два разных подхода, два разных взгляда. Разных ли? Учитель как ученик. Учитель учится как ученик всю жизнь. Учитель – ученик, их взаимоотношения. Настолько рядом, близко идут все рассуждения, что их с успехом можно перенести и в первую, и во вторую точку зрения. Четкой грани нет.

Поэтому выводом может служить постулат – учитель тот, кто умеет быть учеником. Учиться ли сам, «влезать» ли в «шкуру ученика», неважно. Соответствовать званию Учитель, потребностям общества, быть требовательным к себе, к своему внутреннему миру. И учить!

Желаю каждому своего Учителя!

Литература, ссылки.

1. Интервью Д. Поносова на Всероссийском конкурсе «Учитель года России» http://teacher.org.ru/content/view/719/4/

2. Личность учителя. Николай Шулаков. http://progress.webstolica.ru/dlja-teh-kto-vybiraet-progress/lichnost-uchitelja

3. Сценарий проведения дня учителя «Быть учителем – это прекрасно», http://www.solnet.ee/holidays/s6_22.html

4. Форум http://old.kyokushinkan.ru/viewmsg.asp?id=772&ForumID=1

5. Эго - http://slovari.yandex.ru/~книги/Энциклопедия%20социологии/«Эго»/

Комментариев нет: