Follow by Email

понедельник, 22 февраля 2010 г.

ИКТ в деятельности учителя

Традиционный путь обучения информатике (и другим дисциплинам) не может обеспечивать сегодня того уровня знаний и умений, который необходим школьникам для решения задач реальной жизни. В последнее время все больше внимания уделяется информатизации образования. Современные средства, методики, исследования призваны приобщить участников учебного процесса к инновационному развитию в технологическом плане.
О применении ИКТ в деятельности учителя говорят уже о как само собой разумеющемся. Тем более учителя информатики. Но, тем не менее, не обходимо найти ту золотую середину, которая позволяет и учащимся и учителям воспринимать информацию. В современном обучении ни одна методика преподавания не обходится без компьютерной поддержки, активно идет интеграция наук.
На протяжении более чем 9 лет я работаю над темой «Использование информационно-коммуникационных технологий в межпредметной, внеурочной и внеклассной деятельности и как эффективное средство повышения профессиональной компетентности учителя».
У меня создан авторский сайт «Мир предметника» http://mir-predmetov.narod.ru – на котором выложены авторские ресурсы - флэш-анимации для учителей-предметников.
Кроме того, в школе, в которой я работаю, в ноябре 2008 года мною был организован и запущен проект «Мир веществ» http://chem-substance.narod.ru. Учителя нашей школы с воодушевлением взялись за работу. Идет первоначальное наполнение сайта материалом. Мы, прежде всего, не стремимся объять необъятное и охватить все элементы химической таблицы Д.И. Менделеева. Они «вводятся» в работу по мере сбора материала. Так же как и список рассматриваемых для элементов учебных предметов, в которых они упоминаются. Работа над проектом «Мир веществ» находится в стадии зарождения. Процесс наполнения материалом страничек идет непрерывно, в планах оформления flash-анимации.
В рамках второго российский фестиваль IT-активных педагогических работников "PRO-движение" http://online-festival.ru необходимо было разработать проект в составе творческой группы, состоящей из педагогов, работающих в разных территориях, имеющих разный опыт участия в сетевых проектах, разные навыки работы на персональном компьютере, разные профессиональные интересы. Современные средства связи, возможности межсетевого общения ИКТ-активных педагогов значительно расширяют возможности рядового учителя. На протяжении последних 10 лет являясь активным участником ряда Сетевых Сообществ в сети Интернет, экспертом территорий, руководителем секций и анализируя личный опыт работы, можно отметить, что, несмотря на кажущуюся сложность, это общение способствует личностному росту. В процессе работы приобретается богатейший опыт в методике преподавания предмета, использования различных технологий, в том числе инновационных.
Вместе с коллегами творческой группы № 9, состоящей из Аттаровой В.В., Томиловой Е.А., Ровнягиной Л.В., Степаненко О.В, Расторгуевой Л.Н., был разработан и проведен сетевой проект «Моя малая Родина» http://land-russia.narod.ru. В проекте приняли участие разновозрастные группы учащихся села Мамонтово Алтайского края, города Борисоглебска Воронежской области, города-курорта Кисловодска Ставропольского края, города Шарьи Костромской области, города Темрюк Краснодарского края, города Ульяновска. Работая над проектом, ученики общались на форуме http://offtop.ru/rodina/index.php, задавали свои вопросы, искали ответы, вместе с педагогами создали и наполнили Web-сайт "Моя малая Родина" страничками команд-участников проекта (http://land-russia.narod.ru), выбирали лучшие вопросы и отвечали на них во Flash-викторине, получили навыки представления информации с использованием социальных сервисов сети Интернет.
Проект позволил нашей творческой группе привлечь к представлению информации об историческом наследии родного края пользователей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины в сети Интернет; дополнил комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу; воспитывал в подрастающем поколении истинные семейные ценности, чувство гражданственности, патриотизма.
Современный подход к образованию неотделим от понятия информатизация. Конкурентоспособность каждого учителя-предметника напрямую зависит от качества информационно-коммуникационных технологий, которые он грамотно применяет в своей деятельности.
Да, провести урок по старинке, с мелом и тряпкой – легче. Но нельзя в эпоху информационной революции и компьютерных технологий, которые во всём мире становятся всё мощнее и дешевле, не иметь в школе грамотных преподавателей, владеющих элементарными навыками обращения с компьютерной техникой.
Для того чтобы привить интерес к предмету, учителю необходимо пользоваться нестандартными приемами и методами обучения. Простой урок русского языка можно превратить в увлекательную игру по отгадыванию шарад из частей слова; на уроке английского – провести виртуальную экскурсию по улицам Лондона. На химии, физике – провести увлекательный компьютерный опыт с мгновенной обработкой полученных данных. Другие предметы – не исключение.
Мною разработан и активно применяется на Портале дистанционный курс «Adobe Photoshop для предметника» http://shk37.simd.ru/adobe/samost.html . В рамках сообщества педагогов-предметников Сети творческих учителей - Сообщества "ИКТ на уроках русского языка и литературы" http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com . Обсуждение заданий ведется на форуме сообщества.
Активно проходит сотрудничество с Отраслевым фондом Алгоритмов и программ, регистрируя в них свои наработки. В соответствии с п.17 Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней присвоения научным работникам ученых званий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185, алгоритмы и программы, включенные в Информационно-библиотечный фонд Российской Федерации, приравниваются к опубликованным работам, отражающим научные результаты диссертации.

Ярким примером информационной деятельности является и Интернет-государство учителей ИнтерГУ.ru www.inetrgu.ru. Размещая на территории Государства свои разработки, я обобщаю опыт работы, делюсь с коллегами своими знаниями. На территории Инфотека учителем размещено более 150 ресурсов. Работы оценены на высоком уровне, применяются учителями России для повышения своего профессионального мастерства. С января 2008 года руководителем секции мне была предложена функция Эксперта территории Инфотека, выполняется по сей день. Звание, полученное в Государстве – 2008 год – Народный учитель, с 2009 года – ГуРу.
С 1999 года тесно сотрудничаю с редакцией газеты «Информатика», Издательский дом «Первое сентября». В 1999-2002 годах являлась региональным представителем газеты в Ульяновской области. Публикую на страницах газеты методические материалы, участвую с учениками в конкурсах, получаем грамоты.
В начале 2007-2008 учебного года приняла активное участие в Тематической секции "Перспективная разработка КИМ 2009 года. Информатика" http://www.fipi.ru/2007/rt1.php?ts=10 , участвовала в обсуждении контрольно-измерительных материалов.
Октябрь 2007 года –приняла активное участие в Интернет мастер-классе, проводимом Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании http://www.edu.yar.ru
В январе 2008 года приняла участие в рамках тематического номера альманаха «Вопросы информатизации образования», журнала «Директор школы» и портала «Интернет-педсовет» в акции «Экспертиза цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)» http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=224. По итогам предварительной экспертизы признана безусловным лидером в «личном зачете» (33 работы, выполненные во Flash и с применением Web-технологий). Экспертным советом отмечено разнообразие тем, грамотное и целесообразное применение флэш-анимации, учет психолого-возрастных особенностей учащихся, что позволило внести ЦОР в число 50 лучших работ (выслан сертификат о прохождении экспертизы).
Кроме того, с учащимися школы, кроме того как на школьном сайте представлен виртуальный методический кабинет учителя информатики: http://shk37.simd.ru/alenka.html, http://shk37.simd.ru/metod.html мною с учениками разработаны и следующие сайты и проекты:
1. Итоговый проект ОСО-2005 - http://geleso-max.narod.ru - Сайт "Железо"
2. Для поддержки факультативного курса по компьютерной графике – был создан сайт «Уроки в AdobePhotoShop» - http://shk37.simd.ru/adobe/adobe.html
3. Для участия учителя математики Андриановой М.Н. в IV Педагогическом фестивале «Internet и образование» от Барнаульского государственного педагогического университета был создан ресурс: «Урок математики "Подобные треугольники" http://shk37.simd.ru/m_andr_1.html
4. Для участия учителя математики Самчелкиной Г.М. в V Педагогическом фестивале «Internet и образование» от Барнаульского государственного педагогического университета был создан ресурс: «Урок математики «Функция y = k / x и ее график» - http://shk37.simd.ru/samch/plan.html
5. Для участия учителя черчения Горбунова А.В. в проекте ОСО-2004 был создан ресурс: «Урок черчения «Нанесение размеров» http://shk37.simd.ru/gorbunov/plan.html, получивший 1 место в проекте ОСО 2005
6. Сайт, посвященный пешеходному туризму, - увлечению учащихся 37 школы города Ульяновска - http://tur-ul.narod.ru
7. Сайт «Ракетомодельный кружок Засвияжского Дома Технического Творчества» http://raketomodel-leo.narod.ru
8. Сайт, посвященный 355-летию города Симбирска-Ульяновска (2003 год), краеведческий проект http://simbirsk.simd.ru Описание: проект "Наш край", посвященный 355-летию нашего любимого города Ульяновска-Симбирска (2003 год). Природа края, растительность, животный мир, ландшафт, население, литература, культура, образование, политика, это интересно - вот разделы нашего проекта. «Край Симбирский, ты богат талантами». История края на страницах нашего сайта переплетается с современными реалиями. Сайт представлялся во Всероссийском конкурсе «Цифровой ветер-2004» (учебный центр «Aptech», город Саратов) и занял 20 место из 200 претендентов.
9. Итоговый проект ОСО-2006 Web-ресурс "Реформы Петра Первого" - http://petr-ul.narod.ru (занято 1 место в секции «Web-дизайн»)
10. Дистанционная обучающая олимпиада по английскому языку ДООАЯ-2006 - город Омск - Тема: «Праздники и традиции Великобритании» - www.shk37.simd.ru/doo_en
11. Ресурс «Научная картина Мира» http://science-world2007.narod.ru/
12. Дистанционный проект "Мир веществ" http://chem-substance.narod.ru/ и
13. Дистанционный проект «Моя малая Родина» http://land-russia.narod.ru/ .
Участие учащихся школы в ДООИ-2009 (дистанционная обучающая олимпиада по информатике) –7а класса, курирование и помощь в организации Ярославских олимпиад по физике, химии, ДООГ-2009 (дистанционная обучающая олимпиада по географии) – информационная составляющая проекта, web-страничка, подготовка материалов, Интернет-игра «Надомник» для учащихся школы с фиксацией результата на сайте школы – вот те немногие мероприятия, которые проводились.

Комментариев нет: