четверг, 31 июля 2008 г.

Сетевые сообщества – как новая форма повышения квалификации работников образования

Инициатива:

В последнее время все больше внимания уделяется информатизации образования. Современные средства, методики, исследования призваны приобщить школы к инновационному развитию в технологическом плане.

Немаловажная роль в этом процессе отведена непосредственно учителю, ведущему учебный процесс. Курсы повышения квалификации, методические объединения, личностный рост – все это направлено на приобщение педагогов к применению информационно-комуникационных технологий как для обучения и воспитания учащихся, так и, в немаловажной степени, для собственного личностно-профессионального развития, проявляющегося не только в совершенствовании специального предметного мастерства, но и в социокультурном движении.

Для этого должна быть сформирована устойчивая среда профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – это важнейшая характеристика модернизации образования как системы.

Являясь активным участником ряда Сетевых Сообществ в сети Интернет, экспертом территорий, руководителем секций, могу предложить заинтересованным, активным педагогам сотрудничество в этой области, обмен опытом работы, методическую и организационную помощь в представлении инновационного опыта работы.

Статья:

Сетевые сообщества – новая форма повышения квалификации

Современный подход к образованию неотделим от понятия информатизация. Конкурентоспособность каждого учителя-предметника напрямую зависит от качества информационно-коммуникационных технологий, которые он грамотно применяет в своей деятельности.

Формирование устойчивой среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – это важнейшая характеристика модернизации образования как системы. Сеть Интернет в этом случае является инструментом, средой, в которой учитель должен себя чувствовать очень комфортно. Не являясь только потребителем, он, для совершенствования, педагогического роста должен принимать непосредственное участие в Интернет-деятельности, уметь представить и обобщить свой опыт, выслушивать мнения коллег, принимать критику в свой адрес. Степень потребности в ведении деятельности в сети Интернет определяется как раз интеллектуальным и информационно-коммуникационным уровнем развития педагога.

Александр Борисович Драхлер, автор книги [1] и непосредственный руководитель Портала «Сеть творческих учителе» (http://it-n.ru) отмечает несколько мотивов деятельности Интернет-пользователей Сети Интернет ([1], с.8). Это и деловой, и познавательный, мотив общения, сотрудничества, самоутверждения, рекреации и игровой. Но основным признанно остается мотив самореализации и развития личности: «Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, при создании новых программных продуктов, ресурсов WWW, высказывании своего мнения в телеконференциях и т.д. Это позволяет человечеству реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов».

Наиболее яркими образовательными Сообществами учителей-предметников, на мой взгляд, на сегодняшний день являются Интернет-государство учителей www.intergu.ru, Сеть творческих учителей http://it-n.ru, Проект «Обучающие сетевые олимпиады. ОСО» http://oco.apkro.ru, Всероссийский Интернет-Педсовет http://pedsovet.org. Являясь постоянным активным участником вышеуказанных проектов, экспертом территорий, руководителем секций, имея богатый опыт в представлении личного инновационного опыта работы, в данной статье попытаюсь осветить наиболее значимые виды деятельности в каждом из Сообществ.

Интернет-государство учителей www.intergu.ru. Вот что говорят сами участники про этот проект: «…именно членство в ИнтерГУру и помогло мне преодолеть страх перед написанным на страницах Интернета» (Лебедев Сергей Николаевич), «…это возможность получить адекватную (как мне кажется) оценку своей проф. Деятельности…позволяет видеть себя и свое реальное место на, так сказать, всероссийском J уровне» (Петров Павел Валерьевич) [2, с.116].

Свои территории: Инфотека, Педсовет, Педагогический класс, Коллекция фактов, Профи-консультант, Тест-центр, CD-маркет, Академия, Конкурсный зал, Проект ИСО, Детская территория (Детский интернет-фестиваль, Конференция увлечений "Умник") Интернет-государство предоставляет [3] «для возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность учителя России и ближнего Зарубежья».
В каждой Территории участниками осуществляются определенные виды деятельности. Координатором этой деятельности является ведущий Территории. Участник проекта ИнтерГУру – Гражданин - человек, который по своей профессиональной деятельности или по сфере своих интересов имеет отношение к образованию и каким-либо образом взаимодействует с проектом ИнтерГУру.

“Инфотека” – это Банк образовательных ресурсов (ОР): методических, дидактических и др. материалов, урочных разработок, планов, разработанных и реализованных проектов, программных продуктов, медиа-ресурсов, Интернет-ресурсов.

“Педсовет” представляет собой Форум, в котором происходит обсуждение разнообразных проблем в области образования. По результатам обсуждений экспертами создаются сводные отчеты, передающие в сжатом виде суть дискуссий.

"Педагогический класс" Интернет-Государства Учителей - место, где можно поделиться с коллегами опытом того, как можно без ущерба собственному достоинству, не потеряв уважения учащихся, выйти из затруднительной ситуации, превратив педагогическую ситуацию в педагогическую задачу.

"Коллекция фактов" Интернет - Государства Учителей - место, где Вы можете найти интересные факты по определенной теме, или поделиться имеющимися у вас наработками с коллегами.

“Профи-консультант” – это место для оказания поддержки профессиональной деятельности учителя. Возможность получения консультаций педагогического сообщества портала, специалистов в различных областях. Банк данных вопросов и ответов в различных областях знаний.

Система тестирования позволяет пользователям ИнтерГУру проходить, создавать и обсуждать тесты.

“CD-маркет” – это Интернет-магазин образовательных программных продуктов, система специализированных форумов и разнообразных материалов, посвященных использованию представленного ПО в практической учебной деятельности.

“Академия” ИнтерГУру – сетевое, общественное, профессионально-экспертное сообщество. Академики - граждане ИнтерГУру, обладающие особыми правами и обязанностями.
Детская территория – Детский интернет-фестиваль «Умник»: Проекты различной сложности и направленности, Интеллектуальные приложения: индивидуальные и командные (Биржа задач, Версия, Бесконечные истории, Сто к одному), Интернет-игры, Ассоциированные проекты, Выездные школы для победителей.

Для того, чтобы стать полноправным участником проекта "ИнтерГУру" необходимо заполнить анкету участника в разделе "Получить гражданство". Логин и пароль действуют на всех территориях проекта. В Государстве ИнтерГУру действует общая Экономическая схема. Каждому зарегистрированному участнику ИнтерГУру открывается счет в виртуальном банке. Информация о лицевом счете участников конфиденциальна.
В Интернет-Государстве учителей имеется собственная и уникальная система званий от рядового Учителя до Народного и Гуру. В разделе «Результаты» публикуются данные о гражданах, которым присвоено то или иное звание. Любой участник ИнтерГуРу имеет возможность ознакомиться с результатами рейтинга всех участников и уровнем их доходов в специальном разделе «Рейтинг».

Портал «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru - средство сетевого профессионального взаимодействия педагогов. «Сеть творческих учителей» связана с аналогичными порталами в более чем 100 странах мира, поддерживаемыми компанией Microsoft в рамках глобальной инициативы «Партнерство в образовании»(Partners in Learning). Российский портал был открыт в начале 2006 г. С сентября 2007 года портал начал патронироваться Академией повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Портал предназначен для педагогов, интересующихся возможностями улучшить качество обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Использовать Портал в своей деятельности может любой желающий после активизации регистрационной записи.
«Портал «Сеть творческих учителей» отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе» [1, с. 18]
«Пользователям портала предлагаются интересные практические примеры и методические разработки для педагогов, преподающих разные предметы и имеющих различный уровень квалификации» [1, с.18]

Возможности:
Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ
Дистанционные курсы: MM Flash, Дистанционный курc Adobe Photoshop
Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов
Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения
Библиотека методик проведения уроков с использованием электронных ресурсов

В планах Портала проект "Моя малая Родина" http://land-russia.narod.ru и "Мир веществ" http://chem-substance.narod., web-странички проектов уже давно разработаны и прописаны в Сети. Необходимо участие, разработка плана действий, видения проекта.
На портале для вас доступны VCT-проекты (аббревиатура от англ. «Virtual Classroom Tours» – «виртуальный тур по классной комнате») .

NITI-методики Виртуальная Экспозиция-Мастерская мультимедийных уроков
и занятий – ВиЭкс-М.
Примером Дистанционных курсов являются «Компьтерная графика Adobe Photoshop - уроки Залоговой Л.А. курс для учителей-предметников гуманитарного цикла Сообщества «Учителей русского языка и литературы» http://shk37.simd.ru/adobe/adobe.html, Курс «Macromedia Flash» http://flash-it2007.narod.ru учителя информатики г. Кисловодска Томиловой Е.А., Курсы Давыдовой Е.В. http://davydel.narod.ru, учителя информатики г. Москвы, Расторгуевой Л.Н., учителя информатики г. Шарья Костромской области http://www.dist-shar-info.narod.ru.

Виртуальная Экспозиция-Мастерская мультимедийных уроков и занятий (ВиЭкс-М) является совершенно новым, уникальным явлением. Никогда до этого учителя не выносили на ПУБЛИЧНУЮ экспертизу профессионального сообщества свои мультмедийные уроки, которые тут же бы обсуждались, дополнялись.

Особенностью NITI-методик является представление законченных циклов уроков с использованием ИКТ. NITI-методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и web-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

Проекты Virtual Classroom Tour (VCT), что в переводе означает «виртуальный тур по классной комнате», включают в себя методику проведения занятий с использованием проектного метода обучения. Такие проекты нередко являются мультидисциплинарными и подразумевают широкое использование ИКТ. VCT – это учебный проект, описанный в определенном, заданном на портале шаблоне.

Кроме того, Портал «Сеть творческих учителей» это около 70 сетевых учительских сообществ, тве трети которых работает на федеральном, одна треть на региональном уровнях. Это 29 региональных разделов. 7500 участников.

Проект «Обучающие сетевые олимпиады. ОСО» http://oco.apkro.ru. (http://oso.rcsz.ru) это три раздела: Информатика и ИКТ, Экономика и Управление в образовании. Самым широким является первый раздел. В нем сосредоточены основные секции дистанционных олимпиад: Стиль программиста, Программирование в школе, Теоретическая информатика, Компьютерное черчение, Компьютерная графика, ИКТ в преподавании и Безопасность информации.

Цели проекта - создание инновационного пространства по обмену педагогическим опытом в сети Интернет, объединяющего педагогов в среднем и профильном образовании становление и развитие идей толерантности для всех участников в ходе совместной деятельности процесса дистанционного образования.

Всероссийский Интернет-Педсовет http://pedsovet.org – ежегодная площадка для учителей, обобщающих свой опыт работы и служащая своеобразным «стартом» на новый учебный год. На ней обсуждаются проблемы разработки и обсуждения учебно-методических материалов и методической работы с учителями. Появился в 2000 г., с 2004 года перешел в «круглогодичный» режим.

Литература:
1. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей http://it-n.ru: методическое пособие / А.Б. Драхлер.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
2. ИЗБРАННОЕ. Интернет-государство учителей www.intergu.ru / под ред. А.В. Сеслера, Е.В. Кузнецова.-Красноярск, 2008.
3. Презентация «Интернет - государство учителей»
4. Сборник сводных отчетов по итогам обсуждения гражден Интернет-государства учителей (ww.intergu.ru) / под ред. А.В. Сеслера, А.В. Суховольского, Е.В. Кузнецова. – Красноярск, 2007.

2 комментария:

PS комментирует...

Купил и передал в наш методцентр драхлеровскую книгу. За прошедшие 3 месяца (если не ошибаюсь) ни одного отзыва, ни одного вопроса по тексту книги :(

admin комментирует...

Интересно